Один день с балериной Валентиной Ганибаловой

Жизнь артистов балета невероятно тяжела. И морально, и физически. Даже проникнуть в эту профессию бывает не просто. Не просто поступил, получил диплом, пошёл работать. Когда-то даже фамилия претендента могла поставить крест на профессии. Такое бывало.

Балерина Мариинского театра Валентина Ганибалова начинала танцевать в Средней Азии. И она вспоминает, как её отказывались принимать в хореографическое училище от того, что фамилия русская, а там готовят национальные кадры. В марте Валентина Ганибалова отметила юбилей, а в преддверии Международного дня танца разрешила нашему корреспонденту провести с ней один день.

11-й подъезд Мариинского театра, служебный вход. Всё как 50 лет назад, когда Валентина Ганибалова принимала охапки роз после исполнения главных партий. По знакомым ступенькам — в синюю гостиную перед директорской ложей. Здесь и сегодня — место встреч.

«Наш, питерский», — так Валентина Ганибалова говорила не всегда. Родилась в Ташкенте, а танцевать начала довольно поздно, в 10 лет. Поступила в Узбекское хореографическое училище, а потом, после землетрясения в 1966 году, приехала в Ленинград. 

Во время занятий «класса усовершенствования» ее заметила знаменитая балерина и педагог Наталия Дудинская, и сказка о Золушке стала реальностью. После показательного выступления в балете «Пахита» Валентину Ганибалову приняли в труппу тогда еще Кировского театра.

Она была первой исполнительницей четырех новых в Кировском театре балетных партий. Танцевала и Одетту с Одиллией, Жизель, Офелию. Такую яркую и успешную балерину заметили и пригласили в кино. В фильме «Анна Павлова» она танцует за главную героиню, а в советско-американском мюзикле «Синяя птица» — играет роль Воды на одной съемочной площадке с Элизабет Тейлор. 

А еще талантливую балерину на Всесоюзном конкурсе артистов балета заметил знаменитый реставратор Савва Ямщиков. Не устоял перед красотой хрупкой балерины и сделал ей предложение. Теперь в ее квартире, как в мастерской художника, все стены увешаны картинами. Полки ломятся от книг. А главным делом жизни стал ежегодный фестиваль искусств в Пушкинских горах «Радость открытия», который она посвятила Савве Ямщикову. 

В Мариинском театре этим вечером Валентина Ганибалова поздравляет с юбилеем одного из партнеров по сцене — Реджепмырата Абдыева. В подарок — картина. Они танцевали главные партии в балете «Легенда о любви», который и этим вечером дают в Мариинском театре. Теперь в этих коридорах она гость. Нынешнюю труппу почти не знает. Перед спектаклем в программке ищет знакомые фамилии. 

«Кристина Шапран. Вот мне нравилась в свое время вот эта девочка Шапран. Ну не знаю, как сегодня. Она будет или нет, посмотрим», — говорит балерина.

После финала — спешит за кулисы. На родной сцене не была давно. Такие знакомые кулисы, даже декорации из балета те же. Спешит поддержать молодую балерину. Ганибалова помнит, как эта поддержка бывает нужна. 

После вечера воспоминаний – домой. Там тот же станок у зеркала. Спустя десятки лет ее день по-прежнему начинается и заканчивается балетными позициями и плие. Любовь к танцу уже давно переросла в необходимость. «Тело само просит совершать такие знакомые движения», — говорит она.

Источник