Предыдущая Следующая

Получив контур для первичной обработки, по краевому контуру заготовки наносят уровень фона и начинают резьбу. Крупными цилиндрическими и коническими борами снимают древесину вокруг контура изображения до уровня фона и выравнивают его. Оставив нетронутым самое высокое место изображения — точку А (ткань на плече), с его плоскости снимают тонкий слой материала до уровня точки Б. После этих операций вся первоначальная разметка окажется срезанной, и проведенная по ней обработка рельефа может считаться законченной. Затем заготовку по прочерченным на бумаге отметкам снова устанавливают под увеличитель и на поверхность изображения наносят границы следующего, более низкого уровня. С намеченных мест древесину срезают, применяя все более мелкий фрезерный инструмент. Точно очерчивая границы съема, постепенно срезают все уровни и в общих чертах формируют объем рельефа. На заключительных этапах работы под увеличителем намечают самые мелкие детали, которые прорезают ^ тонким механическим и ручным инструментом. Вырезанный рельеф шпифуют, дотачивая некоторые детали небольшими мелкозернистыми головками и ручным абразивным инструментом. В процессе шлифования все неровности сглаживаются, поверхность рельефа получает округлые формы.

Если процесс репродуцирования (получения негатива) окажется труднодоступным, то можно воспользоваться упрощенным способом, заменив негатив калькой. Изображение с эскиза аккуратно переводят на кальку. В тех случаях, когда

 эскиз превышает размерь! окна увеличителя, на кальке делают уменьшенное изображение. Для этого так же, как в процессе репродуцирования, эскиз помещают под увеличитель и сильно освещают. Сняв колпак и конденсор с увеличителя, на его рамку кладут стекло с приклеенной резиновым клеем калькой. Изображение эскиза, как в фотоаппарате (в перевернутом виде), проецируется на кальку. Отрегулировав размер и фокус и вооружившись лупой, проецируемое на кальку изображение обводят тушью или острым карандашом. Промасленную (для увеличения прозрачности) кальку с контуром медальона помещают в увеличитель и размечают заготовку, которую обрабатывают по вышеописанной схеме. Хотя качество изображения, переносимого с кальки, хуже, чем с негатива, оба способа позволяют надежно контролировать очертания и пропорции вырезаемого рельефа. Быстрая перестройка аппаратуры позволяет легко вписать изображение в заданный размер заготовки, открывая возможность изготовления медальонов с одинаковым изображением, но разных размеров, для последующего их включения в гарнитур изделий. Проекционным способом можно пользоваться и для построения многофигурных композиций. Этот способ наиболее эффективен при выполнении симметричных и портретных медальонов, для которых точная передача изображения — важнейшее условие.


Предыдущая Следующая