Предыдущая Следующая

Как видно из рисунка, плоскость фона рельефа проходит по центральной оси лица. Иногда в целях передачи большей глубины рельефа плоскость фона (показана пунктиром) несколько смещают относительно оси, захватывая часть симметричной половины лица. Подобный «подъем» изображения над фоном позволяет делать поднутрение под некоторыми деталями лица и прически. Правильно выполненное неглубокое поднутрение придает изображению легкость, усиливая эффект объемности.

Из заготовки, имеющей в центре значительную высоту, можно вырезать медальон с поворотом головы в полуанфас. В этом случае изображение не сжимают, а вырезают по правилам объемной скульптуры, часть которой, скрытая от зрителя, срезана плоскостью фона. Высокую рельефность резьбы сочетают с невысокими переходами некоторых элементов прически, одежды непосредственно в фон, тем самым смягчая контрастность изображения и придавая ему более пластичную связь с фоном.

Для обработки заготовки на ее поверхность наносят рисунок будущего рельефа. Традиционный метод перенесения рисунка с эскиза на заготовку — разбивка эскиза и заготовки на сетку с одинаковым числом клеток, отличающихся размером. Этот метод позволяет переносить изображение по частям в определенном масштабе. Однако его применение эффективно только в начальных стадиях обработки заготовки, так как по мере снятия слоев древесины сетку и построенный по ней контур изображения приходится восстанавливать. Более надежный способ переноса изображения — метод оптического проецирования.

В увеличитель любого формата закпадывают негатив, полученный репродуцированием эскиза медальона {с помощью того же увеличителя или обычного фотоаппарата^. Негатив делают с эскиза, выполненного крупно, с подробной и четкой проработкой контура деталей. При слабом внешнем освещении негативное изображение проецируется на лицевую плоскость заготовки. Регулируя высоту проецирования, подбирают нужное увеличение изображения. Закрепив положение увеличителя, тонким карандашом, ведомым по белым линиям негативной проекции, обводят внешний контур рельефа и намечают место его самой высокой детали. На прикопотой к доске увеличителя бумаге ставят отметки, фиксирующие положение заготовки при первой прорисовке.


Предыдущая Следующая