Предыдущая Следующая

Изготовление резных медальонов

В практике резных работ словом «медальон» обозначается рельефное изображение, заключенное в круглую, овальную или граненую раму. Размеры медальонов не ограничены — они могут быть и частью оформления интерьера,^ и элементами отделки мебели, и украшением миниатюрной коробочки. Изготовление медальонов — весьма сложное дело, и к нему приступают тогда, когда на более простых изделиях будут отработаны многие приемы резьбы. Однако, кроме хорошего владения инструментом, работа по созданию медальонов требует от мастера

 грамотного подхода к построению композиции, высокого знания пластической анатомии и основных принципов проектирования и формирования сюжетных рельефов.

Создание медальона начинают с тщательной разработки эскиза, композиция которого должна базироваться на размере и качественных показателях заготовки. Древесина для вырезания рельефа должна быть твердой, прочной, без сучков и трещин, иметь контрастную или очень мелкую текстуру. Одинаковые по цвету куски древесины, удовлетворя ющие перечисленным требованиям, — большая редкость; поэтому следует наиболее выгодно использовать имеющийся материал. Экономичный расход древесины, производимый станочными методами, позволяет получать из одного куска нескопько долей, одинаковых по качеству и внешним данным. Наличие двух ипи нескольких сходных заготовок дает возможность изготавливать парные медальоны или гарнитуры с единым сюжетом. Поскольку высоту рельефа проектируют и рассчитывают заранее, заготовки для медальонов можно нарезать с минимальным припуском по толщине. Тонкие спилы дублируют, наклеивая их на хорошо выдержанные дощечки из распространенных пород древесины. Иногда такое дубпи-рование производят лишь на время обработки медальона, после чего подложку сошлифовывают на абразивной шкурке.

При всем разнообразии приемов рельефной резьбы существуют и единые принципы их построения. Один из них заключается в том, что рельеф любой высоты должен содержать все детали, присущие нормальному изображению. На рис. 80.3 показан принцип «сжатия» изображения. Самая высокая точка рельефа остается на поверхности заготовки, по самому низкому его уровню прокладывают плоскость фона. Высоты отдельных деталей изображения должны укладываться в запроектированном слое, сохраняя взаимно пропорциональное соотношение.


Предыдущая Следующая