Предыдущая Следующая

Рельефные монограммы могут иметь выпуклые или углубленные знаки (рис. 80.2). Высоту или глубину резьбы, а также сложность рисунка выбирают в соответствии с размерами монограмм и прочностью древесины. Монограмму небольшого размера чаще делают углубленной резьбой, так как выпуклые детали небольшого сечения не имеют достаточной прочности и в процессе использования изделия (пудреницы, портсигара) могут быть легко повреждены. Вензеля крупного размера ставят на больших изделиях (шкатулках, несессерах). Прочность крупного вензеля позволяет выполнять его с достаточно высоким рельефом и включением в композицию сложных узоров ипи элементов растительного декора.

При вырезании монограмм, построенных на графеме1 знаков, применяют набор прямолинейных и лекальных шаблонных кондукторов. Рабочие контуры кондукторов тщательно обрабатывают по чертежу монограммы. Размеченную заготовку под вставную монограмму приклеивают через бумагу к деревянной пластине, на которой поочередно закрепляют кондукторы, устанавливая их шаблонные отверстия по разметке на заготовке. Монограмму вырезают фрезой, которую ведут гладкой "частью

по контуру шаблонного отверстия кондуктора. Для того чтобы фреза прорезала древесину на заданную глубину, на ее хвостовик надевают упорную муфту, опирающуюся своим торцом на край кондуктора. С помощью кондукторов вырезают только контур монограммы. Выборка фона и деталировка производятся последующей обработкой другим инструментом. Несмотря на трудоемкость изготовления кондукторов, их применение можно считать эффективным (особенно для нарезания углубленных знаков), так как они гарантируют высокое качество резьбы. Эффективность еще более возрастает, если одна и та же монограмма ставится на наборе предметов.

При нарезании высокорельефной монограммы возникают некоторые трудности, связанные с выборкой фона внутри ее замкнутого контура. В нижней части рис. 80.2 показана схема поэтапной выборки фона, которую применяют для обработки выпуклых монограмм любого вида. Выборку фона ведут сразу после разметки заготовки, когда ее поверхность еще не тронута резьбой и представляет собой ровную плоскость. Дисковой фрезой углубляются в древесину до упора отполированной конической оси в плоскость заготовки и делают пропил А вдоль контура знака. Передвинув заготовку вправо (приблизительно на 2—3 толщины диска), делают второй пропил Б, который пойдет на той же гпубине. Затем зигзагообразным движением фрезы срезают полосу древесины, оставшуюся между пропилами. Пройдя по другому контуру знака, делают пропил В и срезают промежуток между пропилами Б и В. Таким образом, постоянно опираясь на верхнюю плоскость заготовки, фреза формирует участки фона с одинаковым уровнем. При изогнутой поверхности заготовки уровень фона будет также изогнутым. Изложенный принцип пригоден для обработки монограмм любого размера, под который изготавливают фрезу соответствующего диаметра. В углах и узких местах композиции фон выбирают гранеными иглами. Указанным приемом можно также пользоваться при нарезании орнамента.


Предыдущая Следующая